Коса Двух Пилотов – длинная узкая песчаная коса, целиком окружённая водами Чукотского моря (фактически остров), вытянутая вдоль побережья Чукотского полуострова.

Коса названа так в 1933 году в память о погибших здесь в 1929 г. американских лётчиках – пилота Бена Эйелсона и его бортмеханика Эрла Борланда. История их гибели –трагическая страница в освоении Севера.

В конце 1929 года на Чукотке недалеко от мыса Шмидта (в то время - Северный мыс) американская шхуна «Нанук» американского предпринимателя Олафа Свенсона попала в ледовый плен.

Рядом с шхуной Свенсона в таком же положении оказался затертый льдами советский пароход «Ставрополь» капитана Павла Миловзорова. В один из дней местные чукчи сообщили капитану Миловзорову о «Нанук», и Миловзоров посетил ее, познакомившись со Свенсоном и его командой. Дочь Свенсона – Сигрид - была журналисткой и после той встречи отправила радиограмму в Нью Йорк Таймс, где извещала читателей газеты о встрече и о том, что торговый флот двух держав, не имеющих дипломатических отношений на тот период, сам эти отношения установил.

Почти одновременно были организованы две спасательные экспедиции – советская и американская.

Для оказания помощи пассажирам «Ставрополя» и вывоза с зимовки капитана Миловзорова из Владивостока были направлены два самолета «СССР-177», типа Юнкерс «В-33» (летчики М. Т. Слепнев и В. А. Галышев). Самолеты из Владивостока в бухту Провидения, выбранную базой полетов, доставил ледорез «Ф. Литке», только что вернувшийся из рейса на остров Врангеля.

Организовать доставку в Америку Олафа Свенсона по его просьбе взялась авиакомпания «Аляска Эйруйэс» во главе с полковником Беном Эйелсоном, выполнявшим обязанности генерального директора и пилота. В то время он был крутым полярным асом и очень известным в Америке человеком.

Блестящий полярный летчик Карл Бенжамин Эйелсон, норвежец по происхождению, участвовал вместе с Вилкинсом в историческом полярном перелете через полярный бассейн от мыса Барроу до острова Шпицбергена. Затем он участвовал в антарктической экспедиции, открыв несколько неизвестных островов, и мечтал совершить небывало дерзкий рейс из Аляски в Норвегию вдоль северного побережья Сибири. Для этой цели он тренировался в полетах в условиях пурги, перевозя предприимчивых золотопромышленников, почту и грузы.

В ноябре Бену Эйелсону удалось совершить удачный полет к месту вынужденной зимовки американской шхуны. Но во время второго полета он не вернулся на базу. ….

Самолет Эйелсона - "Гамильтон"

Можно представить обстоятельства крушения самолета. 09 ноября 1929 года Эйелсон, рассекая винтом своего «Гамильтона» снежные скопления, летел вдоль северного побережья Чукотки, с трудом пробиваясь на запад через пургу, и был уверен, что увидит шхуну Свенсона, но в условиях плохой видимости и на очень низкой высоте врезался в высокий берег лагуны Амгуэмы.
В 13 час. 16 мин. бортовые часы самолета «Гамильтон» остановились от удара об землю, самолет рассыпался на куски.

Вначале пропавший самолет искали американские летчики Ионг, Кроссен, Гилом и пилот из Канады - Рид, прибывшие на мыс Северный в середине декабря. Один из них – Кроссен - пролетая над тундрой в районе реки Амгуэмы, заметил торчавший из-под снега предмет, напоминавший крыло.

пилот Джо Кроссен

 

пилот Гарольд Гилом

 

В дальнейшем, представителями от САСШ, Канады и СССР был выработан и подписан протокол о совместной работе. Маврикий Слепнев был избран руководителем поисковой операции.

Руководитель поисковой операции пилот Марк Слепнев

 

На место, указанное Кроссеном, силами интернационального отряда - американской шхуны, советского парохода и чукчей из селения Уэлен были организованы поиски пилотов на месте катастрофы самолета.

Снежный покров в месте катастрофы был сильно уплотнен ветрами. Раскопки велись одноручной пилой, иначе было невозможно, снег по твердости как камень. Пилой делались пропилы, снимая пласт за пластом, пока не доходили до тундровой почвы. Толщина снежного покрова достигала 2 метра. Поисковые работы велись около двух недель в условиях арктической зимы, люди жили в палатках и снежных пещерах, обмороженных и ослабленных, по возможности, вывозили.

13 февраля матрос парохода «Ставрополя» Джекопсон обнаружил тело бортмеханика Борланда, а через 4 дня было найдено тело Эйелсона.

Тела погибших американских летчиков были помещены в кабину с траурным полотнищем самолета «СССР-177», в том виде, как они были найдены, и доставлены на мыс Северный к борту «Ставрополь».

27 февраля, после оттаивания и осмотра трупов для составления медицинского акта смешанной комиссией из СССР, САСШ, Канады, тела летчиков были зашиты в звездное полотно и перевезены к борту «Нанук», где переданы представителю САСШ, старшему американскому летчику Ионгу, который на своем самолете доставил их на Аляску. Летчик Слепнев и бортмеханик Фарих, по приглашению губернатора Аляски, сопровождали на своем самолете американцев.

4 марта 1930 года самолеты готовятся к отлету в Америку.

Три самолета, сделав по кругу над мысом, взяли курс на место гибели американцев, через 45 мин. полета внизу стали видны прорубленные траншеи в снегу, которыми был изрезан весь район, где разыгралась трагедия…… Останки самолета Эйелсона окончательно заметались снегом.

 В городе Фербенкс их ожидали семьи погибших летчиков: жена Борланда с двумя детьми и отец Эйелсона...

Отец Эйелсона выразил желание, чтобы на гроб сына, вместе с американским и канадским флагами, был возложен советский флаг, так как сын его погиб на советской территории.  При возложении советского флага на гроб, американский военный караул первый раз в истории салютовал красному знамени страны СССР, с которым еще не было дипломатических отношений до 1933 г.


В честь Карла Бена Эйелсона названы авиабаза Эйелсон и Либерти SS Carl B. Eielson и наблюдательный пост в национальном парке Денали. Его именем названа также здание кампуса Университета Аляски в Фэрбанксе, а также пик в Западно-Центральном Аляскинском Хребте, начальная школа на авиабазе Гранд-Форкс в Северной Дакоте, высшая школа на базе Эйлсон и средняя в Фарго (Северная Дакота).

При жизни Бен Эйелсон получил премии Roughrider Award и Harmon Trophy. В 1985 году он был введён в Национальный Авиационный Зал Славы в Дейтоне, Огайо.

В честь советского лётчика М. Т. Слепнёва, который руководил советской спасательной экспедицией, была выпущена почтовая марка СССР и почтовый конверт России. Его именем названы несколько улиц в России: в Москве, Кингисеппе, Ростове-на-Дону, Ярославле, Севастополе, Королёве и на Украине: в Донецке, Каменец-Подольском, Кривом Роге, Одессе. Его имя присвоено также улице в микрорайоне «Аэродром» города Гатчины, в этом же микрорайоне установлена мемориальная доска.

Выдающийся лётчик Маврикий Тимофеевич Слепнев (1896–1965) после окончания Военно-инженерной академии летал в самые различные уголки нашей страны: над песками Средней Азии и снегами Якутии; совершил первый пассажирский рейс через Гиндукуш в столицу Афганистана — Кабул. После событий 1929–1930 годов в Арктике принимал участие в спасении челюскинцев. В числе первых семи летчиков ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.


Памятник "Коса двух пилотов", в память об американских пилотах погибших в авиакатастрофе в 1929 году, установлен в сентябре 1987 года в поселке Шмидта (Северный), рядом с которым была затерта льдами шхуна "Нанук". Автор скульптор энтузиаст Юрий Александрович Дунаев, авиадиспетчер в аэропорту на мысе Шмидта.


На месте катастрофы до нашего времени сохранился фрагмент самолета "Гамильтон". Возле него установлен памятный знак в виде лопасти винта (от ИЛ-18). К лопасти прикреплена  табличка с поясняющей надписью. Памятный знак изготовил  и установил в 2016 году Виктор Коротков (местный охотник). Он узнал об этой истории из литературного альманаха и нашел место гибели американских пилотов.
 

Памятный знак на месте гибели пилотов Карла Бенджамина Эйльсена и его бортмеханика Эрла Борланда.

 

Памятная табличка.

 

Фрагмент самолета"Гамильтон".

GPS данные от Виктора Короткова:
Координаты памятного знака по роутеру « IRIDIUM GO» :
N  68,2512º
W 177,7301º
 
Координаты памятного знака по трекеру « Bushnell» :
N 68º15'04,40"
W 177º43'48,32"

P.S.  расстояние от шэка откуда работала экспедиция R207RRC до места памятного знака  11 км.


Источники:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%81%D0%B0_%D0%94%D0%B2%D1%83%D1%85_%D0%9F%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2#cite_ref-map2_3-1
http://www.polarpost.ru/forum/viewtopic.php?f=7&p=49587#p49572
https://vulkan-avia.livejournal.com/150842.html
https://regnum.ru/news/society/2563861.html
https://www.wy2.org/aircraft/stearman/stearman-rebuild.php
https://en.wikipedia.org/wiki/Carl_Ben_Eielson
http://library.uaf.edu/order-photos